У меня сегодня брали интервью для родительского журнала и попросили сформулировать 5 конкретных принципов, как я воспитываю дочь. Я рассказала и подумала, а чего б и вам не рассказать?
Понимать мотивы ребёнка и свою цель. Я ни разу не отругала и не наказала Тамилу за всю её жизнь, хотя она та еще шкода! Потому что просто не за что было! Вот она выливает воду на пол в ванной. И? Ей же интересно, что будет! Прошу не лить. Смотрит на меня и тут же снова льёт. Ругать? Знает, что нельзя и все равно делает? Издевается? Да ни фига! Она меня изучает: а что теперь сделаю? Говорю «Мне не нравится». Больше не выливала — скучно. А потом из ванны ее достала и в лужу поставила «Видишь? Мокро! Неприятно! Вот тряпочка, давай уберем.» Она с удовольствием убирает воду. Результат: она узнала, что бывает, если лить воду на пол, узнала мою реакцию, каково это стоять в луже и как ее убирать. А если б отругала и за повтор вытащила из ванной или игрушки отобрала и сама замыла, вывод прост: «Мама злая, я плохая». Ребёнок НЕ издевается, он хочет знать, что будет. И хочет внимания. Моя цель не наказать, а позволить ребенку разобраться!
Не останавливать и не запугивать. Не лезь, упадешь. Не трогай, сломаешь. Не облизывай, бяка! Не бегай, положи, перестань. Остановить своего внутреннего паникера. Ах, ткнет в глаз! Понаблюдайте за ребёнком! Он в глаз может ткнуть не только вилкой, но и карандашом, ложкой, печенюшкой и совочком. Но он НЕ ДЕЛАЕТ ЭТОГО! Почему? Потому что беречь глаза — врождённый инстинкт. Наблюдайте и знайте, что ваш ребёнок умеет и не мешайте. Один падает на ровном месте, другой лазает как обезьяна повсюду. Мама первого ребёнка на подстраховке, второго — наблюдатель. Это вы боитесь и ваш мозг рисует невероятные сценарии. Все равно случится то, о чем вы не подумали. А из-за этого всего у ребёнка во взрослом возрасте будет апатия, выученная беспомощность. Если он ничего не хочет и ничем не интересуется, ни к чему не стремится, вы добились своего.
Проживать эмоции! Я долго училась, когда она плачет, не утешать в духе «Ну все-все, не так уж и больно, хватит плакать». Пусть плачет сколько хочет! Я обнимаю, глажу, называю эмоцию «Ты ударилась, тебе больно и обидно. Понимаю, я рядом». Плачет она не дольше обычного и знает, что с ней произошло. Она прожила свой стресс, ее не отвергали и не обесценивали ее чувства. А еще если она напачкала, я говорю «Смотри, теперь грязно», а не «Ты грязнуля!», если вредничает, я говорю «Так не пойдет», а не «Ты вредина». Это оказалось ТАК ТРУДНО перестать обзывать ребенка из-за каких-то действий, ставить на нее клеймо. Нет она не неряха, не хулиганка и не плакса! Она испачкалась, нашкодила и плаче. Вы сами-то знали, что так можно?
Не заставлять! Тамила такая. Ей нафиг не нужен этот совочек, она взяла его посмотреть. Мама же должна вернуть совочек владельцу, он уходит домой. Прошу — нет! (любимое слово). Отбираю — совочек становится предметом одержимости, она вцепляется в него как Горлум в прелесть и верещит, как детеныш павиана. Стоит махнуть рукой и отстать — совок валяется, как и все остальное. У меня метод — меняться. Я тебе ведерко, ты мне совок. Срабатывает! Ни к чему не приучать, ничего не навязывать! А
Привлекать к участию в домашних делах. Мою посуду — Тамила рядом на стуле, у нее своя мочалка, моет свою посудку. Готовлю — наблюдает, помешивает, трогает, подает, трескает. И не дай мне Ктулху вслух вондеть «Как же все меня достало! Сил нет, видеть не могу эту посуду». Ребенок никогда не станет делать то, что ненавидит делать его мама или папа. Эмоции держу при себе.
Тамиле 1,9 на сегодня и это мои принципы воспитания. У вас могут быть свои.
Какой пункт для вас новость? Какой внедрите? Какого в вашем детстве не хватало?
Комментарии
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.